Важные документы
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ
(Принято на XIV Ежегодной сессии Конференции РБА 17–22 мая 2009 года
в Вологде, размещено на сайте http://metodisty.rgdb.ru/index.html
Российской библиотечной ассоциации)


ПРЕДИСЛОВИЕ


Цель «Руководства для детских библиотек России» (далее – Руководство) – рекомендовать основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности детских библиотек на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; определить показатели деятельности, обеспечивающие функционирование детских библиотек разного уровня, защитить их от неправомерных действий, влекущих за собой перепрофилирование, слияние или закрытие.
Руководство может быть использовано органами региональной власти и местного самоуправления при определении собственной стратегии развития библиотек и библиотечного обслуживания населения и руководителями детских библиотек в практической деятельности.
Руководство содержит положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться в применении к конкретным детским библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно-правовых документов.
Руководство обозначает тот минимум ресурсного обеспечения детской библиотеки, который рекомендуется соблюдать по всей территории страны.
Проект документа подготовлен Секцией детских библиотек Российской библиотечной ассоциации, научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки. В его основе лежат нормативные и рекомендательные документы по организации библиотечного обслуживания детей, разработанные и принятые ИФЛА, РБА и субъектами Российской Федерации.
При подготовке документа были учтены предложения и замечания, высказанные специалистами Удмуртской Республиканской детской библиотеки, Мурманской, Саратовской, Псковской областных детско-юношеских библиотек, Алтайской, Краснодарской, Пермской, Ставропольской краевых детских библиотек, Белгородской, Брянской, Нижегородской, Оренбургской, Тюменской, Вологодской, Ленинградской областных детских библиотек и других детских библиотек.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения – детям. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.
Специализированность детских библиотек находит свое выражение в определении основного контингента пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду.
Основные задачи детских библиотек:
• развитие и саморазвитие ребенка;
• гармоничное сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективизации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);
• воспитание творческих способностей;
• пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
• достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
• обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
• создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникационной грамотности
• обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
• осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
• развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;
• развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.
Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг.
Функционирование детских библиотек должно обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами, доходами от приносящей доход деятельности.
Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными и другими учреждениями, организациями в деле защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.
2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК


1. Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно. Дети пользуются правом преимущественного бесплатного библиотечного обслуживания.
Пользователями детских библиотек также могут являться родители детей, записанных в библиотеку, учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературы и библиотечного обслуживания детей.
2. Библиотечное обслуживание детей строится на принципах дифференцированного подхода в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребенка. Руководители чтения дифференцируются в зависимости от их социальных ролей. Система обслуживания пользователей регулируется уставами для самостоятельных детских библиотек и положениями для библиотек – структурных подразделений, а также правилами пользования. В каждой детской библиотеке обязательно выделение двух основных групп – дошкольников, младших школьников и школьников среднего, старшего школьного возраста. Руководители детского чтения и старшеклассники 10–11-х классов обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп.
3. Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности,
предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.
4. Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Дети не могут ждать, удовлетворение их потребностей носит сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас», что значительно затрудняет библиотечную работу с ними и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.
5. Детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним.
6. Детская библиотека – институт содействия социализации личности, ее формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.
7. Детская библиотека – центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми, информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей, предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей.
8. Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме научно-популярные знания по всем отраслям науки и техники, историко-краеведческие, экологические, правовые знания, расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.
9. Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.
10. Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.
11. Детская библиотека изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам и задачам библиотек.
12. Детская библиотека должна быть центром детства в своем регионе, собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде, выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребенка.
3. СЕТЬ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

В соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и школьными библиотеками.
Детские библиотеки могут быть:
• самостоятельными библиотеками со статусом юридического лица (республиканские, краевые, областные библиотеки)
• муниципальными детскими библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы)
• структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотечных систем, в основном, публичных библиотек.
Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: с федерального до уровня сельского поселения.
В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:
Федеральный уровень
Федеральное государственное учреждение культуры – Российская государственная детская библиотека (РГДБ) - формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей, является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в РФ. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения, детские библиотеки субъектов РФ, центральные библиотеки муниципальных детских систем, иные библиотеки, обслуживающие детей. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью, проведение исследований детского чтения, информационных потребностей, библиотечного обслуживания детей, координация работы детских библиотек России, выработка новых форм библиотечного обслуживания детей, собирание и сохранение фонда документов для детей и подростков. РГДБ является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем – Правительством РФ.
Уровень субъекта РФ
Республиканские, краевые и областные детские библиотеки (далее – центральные детские библиотеки субъектов РФ).
Основные пользователи – дети, руководители детского чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.
Все детские библиотеки субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:
• Формирование с наибольшей полнотой, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;
• Организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;
• Оказание методической помощи по отношению ко всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научно-исследовательской деятельности.
Центральные детские библиотеки субъектов РФ должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы; центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, объединяющие различные учреждения и организации, занимающиеся проблемами детей; как информационная база для органов власти для выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.
Основные задачи центральной детской библиотеки субъекта РФ:
• поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;
• проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;
• полноценное комплектование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях, его регулярное обновление и предоставление;
• сохранение единой системы библиотечного обслуживания детского населения, её поддержка, научное и методическое сопровождение;
• проведение исследований детского чтения и информационных потребностей пользователей;
• внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и информационного обслуживания детей в регионе;
• укрепление корпоративных и межведомственных связей.
В целях повышения качества работы центральных детских библиотек РФ необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.
Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.
Муниципальный уровень
Муниципальные детские библиотеки
, имеющие статус юридического лица, и муниципальные системы детских библиотек (МСДБ) – самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня.
Основные задачи – организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения, библиотечное обслуживание руководителей чтения, комплектование фонд литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы.
По отношению к сельским библиотекам — филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.
Муниципальные детские библиотеки обслуживают большую часть детского населения города, имеют возможности для обеспечения услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов внутри системы, включение в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.
Обслуживание детей в публичных библиотеках муниципальных, городских и сельских поселений
Дети имеют право пользоваться любыми публичными библиотеками. В существующих библиотечных системах сложились следующие формы обслуживания детей: во взрослых библиотеках, где согласно «Модельному стандарту публичных библиотек» в фондах должно быть не менее 30% детской литературы, в детских библиотеках-филиалах, в детских отделах. Наличие последних обеспечивает право на специализированное обслуживание, то есть предоставление отдельного помещения и организацию специфической среды развития личности ребенка, наличие специально подготовленного персонала.
В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек как исследовательские и методические центры по детскому чтению и работе с детьми, в которых вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми.
Детские специализированные библиотеки востребованы и доказали свое право на существование. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы общедоступных библиотек России. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом.
4. ДОСТУПНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ СЕТИ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК


В административных центрах субъектов Российской Федерации предусматривается наличие республиканской, краевой или областной детской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра, центра исследований в области детского чтения.
Нормативы открытия и размещения на муниципальном уровне детских библиотек определяются критериями территориальной доступности и количеством жителей-детей до 15 лет, проживающих в муниципальном образовании. Детская библиотека, как и общедоступная, размещается с учетом ее максимально пространственной доступности – по времени не более 15–20 мин., за которое ребенок может добраться до библиотеки. Критерий количества жителей определен в документе РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований». В качестве базовой библиотечной единицы муниципального образования принимается библиотека, не менее чем с одним освобожденным библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения.
Примерная схема размещения детских библиотек в соответствии с этим документом выглядит следующим образом:

Таблица носит рекомендательный характер, но может быть использована при рассмотрении вопросов организации библиотечного обслуживания на всех уровнях муниципальных образований с учетом местных условий и решения муниципальных органов управления. Они являются МИНИМАЛЬНЫМИ (исходными) и не исключают превышения установленного минимума при наличии соответствующего решения муниципалитета. Более того, каждый регион вправе принимать свои нормы размещения библиотек, которые не должны быть ниже отраженных в «Базовых нормах…».
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2007 года № 923-р
«Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р», обеспечение детского населения библиотеками отвечает следующим нормативам:
В городах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области и округа), создаются одна универсальная библиотека, одна детская библиотека и одна юношеская библиотека республиканского, краевого, областного, окружного подчинения как исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации.
Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки:
• в городах с населением до 50 тыс. жителей - как минимум 1 детская библиотека;
• в городах с населением 50 тыс. жителей и более - 1 детская библиотека на 4 - 7 тыс. учащихся и дошкольников.
• В городах и городских округах, имеющих районное деление, детская библиотека должна быть в каждом административном районе.
• В населенных пунктах сельских поселений 1 детская библиотека на каждую тысячу жителей.
• В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регионах Дальневосточного федерального округа учитывается удаленность населенных пунктов сельских поселений от административного центра до 3 км и более 3 км.
Доступность детской библиотеки для детей и остального населения обеспечивается ее удобным местоположением – в центре села, жилого квартала микрорайона, района города или в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах – на пересечении пешеходных путей, вблизи остановок общественного транспорта.
Детская библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок - пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход – выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.
Современная детская библиотека должна осуществлять различные формы обслуживания:
• внутри библиотеки в читальных залах и других специально выделенных подразделениях и зонах (локальный доступ);
• вне библиотеки через абонемент или имеющиеся формы доставки документов и информации: межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов, Интернет (удаленный доступ);
• сервисной доставки документов и информации к месту жительства, учебы (внестационарное обслуживание).
Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствует наличие таких элементов, как:
свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории;
видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама;
автомобильная стоянка или навес для велосипедов;
места для детских игр, малые архитектурные формы;
сопутствующая торговля (книжный киоск, магазин, кафетерий);
система уличных указателей.
Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) детской библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения. Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 41 (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.
5. БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ


Библиотечная услуга – это результат библиотечной деятельности по выявлению, формированию и удовлетворению информационных и культурных потребностей пользователей библиотеки. Детская библиотека обслуживает детей, руководителей чтения, организации в локальном и удаленном режимах.
Объем и качество предоставляемых услуг зависит от вида детских библиотек, степени их оснащенности ресурсами (фондами, материально-технической базой, персоналом).
Для всех детских библиотек основным положением является разделение всех услуг на безусловно бесплатные и платные.
К бесплатным услугам относятся в соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» следующие услуги:
• получение во временное пользование документов из библиотечных фондов в читальных залах и абонементах в соответствии с правилами пользования библиотек.
• организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки;
• организация массовых мероприятий в помещении библиотеки;
• получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа, о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия
• получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, в том числе электронных, и других форм библиотечной информации;
• получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, включая Интернет;
• Оказание консультативной и методической помощи библиотекам области, обслуживающим детей.
К платным услугам относятся те услуги, которые требуют значительных материальных затрат и не обеспечены бюджетным финансированием. При оказании платных услуг библиотекой должны соблюдаться требования законодательства, в первую очередь, Гражданского кодекса РФ.
Библиотечные услуги центральных детских библиотек субъектов РФ
Особенность предоставления услуг детскими библиотеками субъектов РФ определяется их статусом и источником бюджетного финансирования – из республиканского, краевого, областного бюджетов. Основными библиотечными услугами для этих библиотек являются услуги, оказываемые детскому населению области. Они могут быть оказаны опосредованно, через библиотеки, школы, другие учреждения, работающие с детьми, через организацию удаленного доступа к информационным ресурсам региональных библиотек, межбиблиотечный абонемент и электронную доставку документов или их копий. Объем и репертуар оказываемых услуг определяется в соответствии с основными функциями республиканских, краевых и областных детских библиотек.
Таким образом, для республиканских, краевых, областных библиотек основными библиотечными услугами являются:
• библиотечное обслуживания всех групп пользователей на стационаре и по МБА, организация электронной доставки документов и виртуальной справочной службы; предоставление им наиболее полной информации о составе фонда региональной библиотеки через системы электронного доступа, списки новых поступлений, организации кольцевых выставок и других форм доведения до детского населения региона необходимой информации;
• оказание консультативной помощи детским библиотекам региона, осуществляемой как непосредственно в региональном центре при организации мероприятий по повышению квалификации, так и по запросам самих библиотек непосредственно: по телефону, во время выездов на места; созданием и распространением методических рекомендаций в помощь детским библиотекарям, распространением передового опыта; анализом и обобщением тенденций развития библиотечного обслуживания детей.
Все эти услуги должны предоставляться детским, публичным и сельским библиотекам бесплатно и обеспечиваться необходимым и достаточным финансированием из бюджета.
Объем и номенклатура платных услуг республиканской, краевой, областной детской библиотеки зависят от степени спроса, технической оснащенности и возможностей персонала.
С целью повышения качества услуг в центральных детских библиотеках субъектов РФ создаются гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства. Должны быть налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра по проблемам детства и детского чтения. Для решения этой стратегической задачи необходимо увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна иметь стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.
Библиотечные услуги муниципальных детских библиотек
Главной задачей муниципальных библиотек является обслуживание пользователей-детей и руководителей детского чтения, поэтому основными услугами, предоставляемыми детской библиотекой, будут те, которые непосредственно связаны с этим процессом: выдача и прием документов в соответствии с правилами библиотеки; информирование о возможностях библиотеки и предоставление информационных баз данных – каталогов, картотек и т.д. Объем и перечень платных услуг, предоставляемых муниципальной детской библиотекой, также зависят от ресурсных возможностей и, главное, степени спроса и финансовой способности детей и их родителей.
Спецификой работы детских библиотек, помимо всего прочего, является и то, что дети – самая экономически и социально не защищенная часть населения, и детские библиотеки должны предоставлять им как можно больше БЕСПЛАТНЫХ услуг, вводя платность только для организаций и, частично, для взрослых.
6. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ


Руководство предусматривает следующий перечень показателей деятельности детской библиотеки, разбив их на группы в зависимости от уровня бюджетирования: центральные региональные детские библиотеки субъектов РФ, муниципальные детские библиотеки. Для вышестоящих органов необходимо предоставление объемных показателей, которые являются квинтэссенцией ряда обычных для анализа и планирования. (См. Список объемных показателей)
6.1. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК СУБЪЕКТОВ РФ


Показатели деятельности центральных детских библиотек субъектов РФ подразделены на группы, отражающие многообразие деятельности библиотеки, финансируемой за счет регионального бюджета (республики, края, области)
Обслуживание читателей
Объемные показатели:
число пользователей, количество выдачи документов, количество посещений
Эти показатели могут рассматриваться как показатели использования помещения и основы для разработки рекомендаций по улучшению библиотечного обслуживания детей в регионе.
• Количество пользователей по единой картотеке (электронной записи) (там, где ведется подобный учет)
• Количество реально обслуженных пользователей по библиотеке в целом
• Количество посещений, в том числе массовых мероприятий
• Средняя посещаемость за год
• Количество выданных экземпляров документов
• Обращаемость фонда
• Средняя читаемость
• Коэффициент использования площади библиотеки пользователями (количество пользователей на единицу площади).
Массовая работа внутри библиотеки
Объемный показатель:
общее количество массовых мероприятий, включая выставки и обзоры
• Количество книжно-иллюстративных выставок
• Количество библиографических обзоров
• Количество массовых мероприятий в целом, учет по отдельным видам (конкурсы, конференции и т.д.);
• Количество посещений массовых мероприятий
• Выдача документов с выставок, массовых мероприятий.
Акции библиотеки с привлечением детей региона
• Количество мероприятий в целом, учет по отдельным видам (конкурсы, конференции и т.д.).
Формирование фонда документов
1. Количество поступлений документов в фонд библиотеки (названий и экз.)
количество новых поступлений по видам изданий – книги, журналы, газеты, ноты, АВ-материалы, электронные издания;
количество поступивших документов прошлых лет издания – книги, журналы, газеты, ноты, АВ-материалы, электронные издания;
2. Исключение из фонда (экз.)
количество исключенных документов по причинам – ветхости, морально устаревшей, утерянной, переданной и т.д.;
количество исключенных документов по видам – книги, журналы, газеты, ноты, АВ-материалы, электронные издания.
3. Количество документов в фонде на 01.01…. г., в том числе по видам изданий в соответствии с требованиями формы 6-НК
4. Количество игр, игрушек, других материалов в помощь развитию детей.
Использование фондов региональной детской библиотеки населением региона
Объемные показатели:
количество пользователей, выдача документов.
• Количество экземпляров печатных изданий, посланных в библиотеки региона и за его пределы
• Количество копий документов, списков и т.п. по запросам населения
• Количество выездных книжных выставок
• Количество выездов библиобуса
• Количество выдачи документов по МБА, ЭДД и другим источникам доведения до пользователя документов и информации
• Количество пользователей МБА и ЭДД
Информационная работа на регион
Объемные показатели:
количество электронных баз данных, включая электронный каталог; количество записей по каждой электронной базе.
• Количество неодинаковых кодов пользователей, обратившихся через электронные информационные сети (IP-адреса)
• Количество обращений на сервер библиотеки
• Наличие электронного каталога. Количество записей в электронном каталоге. Количество обращений к электронному каталогу (если есть счетчик)
• Наличие других баз данных (перечислить), общее количество записей, количество обращений
• Количество запросов от библиотек региона и населения (справки)
• Количество виртуальных посещений библиотеки
• Выдача документов по электронной рассылке
• Услуги по обучению в области информационных и коммуникационных технологий
• Услуги по оснащению детских библиотек региона компьютерными технологиями и программным обеспечением.
В соответствии с документом Федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг) за … год (Форма №3 - информ.) предлагаются следующие показатели:
Раздел 1. Использование информационных и коммуникационных технологий
• Количество персональных компьютеров
• Наличие локальных сетей
• Электронная почта
• Интернет
• Наличие веб-сайта в Интернете
• Наличие программных средств обеспечения
• Электронные информационно-справочные услуги
• Услуги по обучению в области информационных и коммуникационных технологий
• Затраты на информационные и коммуникационные услуги.
Показатели информационной работы на регион и внутри библиотеки входят составной частью в объемные показатели деятельности: запрос, посещение, обращение, выдача документов, консультации, мероприятия по обучению компьютерным технологиям, по оснащению детских библиотек области компьютерными технологиями и программным обеспечением.
Научно-методическая и научно-исследовательская работа
Объемные показатели:
количество изданий, мероприятий по повышению квалификации, командировки, консультации
Эти показатели являются плановыми. В отчете указывается реальное количество подготовленных и опубликованных материалов, включая рукописи; справки, проекты нормативных, программных документов и т.п.
Количество названий определяется исходя из штатных возможностей библиотеки, возможного количества сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию, актуальности тематики, запросов со стороны детских библиотек региона. В соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» (М., 1997) на подготовку методического пособия, рекомендаций на один авторский лист полагается от 170 до 300 часов; на разработку документов, регламентирующих деятельность библиотек, положений, инструкций, проектов управленческой и нормативной документации от 150 до 340 часов на один авторский лист.
Объем учитывается в печатных листах: 40 000 знаков или 20 печатных страниц, набранных на компьютере или пишущей машинке. Учету подлежат все материалы, в том числе рукописи, изданные статьи, программы, отдельные издания.
Тираж определяется исходя из реальных материально-технических и финансовых возможностей библиотек. Желательно, чтобы количество экземпляров соответствовало количеству детских и сельских библиотек как основных потребителей методической продукции региональной библиотеки. Это основная часть тиража, которая должна финансироваться учредителем и распространяться бесплатно по библиотекам региона. Все, что издано свыше основной части тиража, может быть реализовано за плату по ценам, определяемым библиотекой самостоятельно и с учетом спроса.
Общее количество мероприятий по повышению квалификации включает в себя все формы и виды мероприятий, проведенных библиотекой за год: конференции, семинары, стажировки и т.п. с учетом количества слушателей, их статуса (заместители директора, библиотекари – сельские, школьные, детские и т.д.) по каждому виду мероприятия. Итоговое число указывается в общем количестве слушателей. Тематика форм и видов мероприятий по повышению квалификации указывается как в целом (общее количество), так и по каждому мероприятию.
Указывается общее количество командировок, в том числе количество по региону, по России, зарубежных командировок; сроки (количество рабочих дней), количество сотрудников, осуществивших выезды, стоимость.
Показатели научно-исследовательской работы совпадают с показателями научно-методической. В планах и отчетах указываются темы исследований (количество названий), количество баз для проведения, программы, методики. Опубликованные отчеты и статьи подпадают под название показателя «издательская деятельность»; выезды на места – «командировки»; обучение интервьюеров, помощь библиотекам в проведении исследования – «консультации».
Mатериально-техническая база библиотеки
Финансовые средства

1. Поступление финансовых средств (тыс. руб.), в том числе из бюджета
2. Поступление внебюджетных средств, в том числе за платные услуги, по грантам, другое
3. Использование финансовых средств. Всего (тыс. руб.):
на оплату труда;
на комплектование в целом, включая подписку, приобретение электронных, АВ-материалов;
на приобретение оборудования;
на ремонт (капитальный, текущий);
на выплату арендной платы;
на услуги ЖКХ.
6.2. ПОКАЗАТЕЛИ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКИХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК, ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК ПОСЕЛЕНИЙ, ДЕТСКИХ ФИЛИАЛОВ, ОТДЕЛОВ


Межпоселенческая детская библиотека осуществляет функции центральной библиотеки для библиотек поселений, обслуживающих детей. Показатели ее деятельности отражают функции и задачи, которые она реализует: обслуживание всех групп пользователей на стационаре, по МБА и внутрисистемному книгообмену, комплектование библиотечного фонда в различных форматах и на различных носителях, предоставление доступа к информации, методическую поддержку библиотек поселений по вопросам организации библиотечного обслуживания детей.
Объемные показатели: число посещений, пользователей, выдача документов, коэффициент обновляемости фонда, обращаемость, читаемость, посещаемость, количество мероприятий по пропаганде книги и чтения.
Показатели эффективности (результативности) – средняя читаемость, средняя посещаемость, обращаемость фонда. По муниципальным детским библиотекам средние показатели по России составляют: читаемость – 20–22 экз. в год, посещаемость – 7–8 раз в год, обращаемость – 2 (по международным стандартам – 3–4).
Нормы нагрузки на библиотекаря определяются исходя из этих объемных показателей. На 1 библиотекаря в среднем по России не более 650 чел., 13,5 тыс. выдач, 6–7 тыс. посещений. Охват детского населения библиотечным обслуживанием должен составлять не менее 35–40% в городе и 50–60% на селе.
Во многих регионах органы исполнительной власти требуют от библиотек сведения всех показателей деятельности к одному-двум показателям, что затруднительно сделать, не потеряв какого-либо важного направления деятельности. Тем не менее, можно предложить один очень объемный показатель – ЗАПРОС.
Согласно ГОСТу 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» под запросом пользователя понимается «требование пользователя на предоставление библиотечной услуги» (3.2.2.17). Другими словами, запрос – всеобъемлющий термин, который может быть основным при количественной и качественной оценке деятельности библиотеки. Экономический подсчет стоимости запроса надо проводить по показателям, составляющим его суть (выдача документов, посещаемость, количественная характеристика объемов предоставленных услуг по другим направлениям деятельности библиотеки)
Запрос может быть:
• на получение информации через каталоги, картотеки (традиционные и электронные), базы данных, Интернет, выставки, обзоры и т. п.;
• на получение конкретных документов;
• на издательскую деятельность;
• на консультативную помощь (консультации физическим юридическим лицам);
• на повышение квалификации;
• на удовлетворение познавательных потребностей и организацию досуга (массовые мероприятия)
Важнейшими показателями качественной оценки деятельности библиотеки все же остаются проверенные долголетней практикой относительные показатели – % охвата населения (детей в нашем случае) библиотечным обслуживанием, средняя посещаемость, средняя читаемость, обращаемость фонда, книгообеспеченность на одного жителя-ребенка, коэффициент обновляемости фонда. Именно они должны быть базовыми и при планировании деятельности, и при обсчете экономической составляющей работы детских библиотек, тем более, что средние показатели легко вычислить как в целом по России и федеральным округам, так и по каждой конкретной библиотеке за 3–5 лет. В отличие от предлагаемых в последнее время громоздких и трудных формул, средние показатели легко вычисляются и служат ориентиром при анализе деятельности по предоставлению услуг и шире библиотечного обслуживания в целом.
7. РЕСУРСЫ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК


7.1. ФОНДЫ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК


1. Фонд детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-, видеодокументы, электронные документы, базы данных, в том числе, базы данных Интернета). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки.
2. Документный фонд детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и одновременно отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию. Критерии отбора формулируются и фиксируются в нормативных документах каждой библиотеки. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендациях специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. Главным критерием формирования фондов детских библиотек является соответствие потребностям растущей личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.
3. Объем фонда муниципальной детской библиотеки должен соответствовать средней книгообеспеченности одного жителя: в городе – 5–7 экз., на селе – 7–9 экз. Фонды региональных детских библиотек, выполняющих мемориальные функции, должны соответствовать критерию наибольшей полноты комплектования детской литературой. Центральная муниципальная детская библиотека должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2 экз. на одного жителя детского возраста.
4. Важнейшим показателем качества комплектования и обслуживания пользователей является коэффициент обновляемости фондов. В фонд региональной детской библиотеки должно поступать не менее 5% изданий текущего года.
Фонд муниципальной детской библиотеки должен обновляться в течение 10 лет. Количество новых поступлений определяется либо в зависимости от количества жителей детского возраста из расчета 250 книг на 1000 жителей, либо в зависимости от числа книговыдач за предыдущий период по формуле, предложенной сотрудниками Российской Национальной библиотеки: в качестве “норматива” здесь выступает величина 0,038W, где W – размер годовой книговыдачи. По этой же формуле оптимальное количество новых поступлений может вычисляться и для региональных детских библиотек.
5. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность региональной детской библиотеки периодикой – не менее 150 названий. Детская библиотека любой территории должна иметь возможность получать общегосударственные журналы и газеты для детей, местную периодику. В условиях финансовых ограничений на комплектование книг наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение.
В фондах детских библиотек должно быть не менее 50% художественной литературы.
6. Количество электронных изданий во многом зависит от степени компьютеризации библиотеки, но должно иметь тенденцию к постепенному увеличению этого вида документов в общей структуре фонда.
7. Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для детей с ослабленным слухом, должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписи из расчета на 1000 жителей
8. Детская библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10% к общему фонду). Должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности детства, информационные бюллетени новых поступлений, другие издания. Фонд справочных и библиографических изданий должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки. Детская библиотека, наряду с публичной, в соответствии со своей спецификой отражает местную историю и сохраняет культурные традиции в контексте истории и культуры всей страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.
Детская библиотека выполняет функции информационных центров «Детства» на своей территории. Детская библиотека собирает, систематизирует и предоставляет всем заинтересованным пользователям сведения о детях и детской субкультуре как важнейшей части общей культуры общества.
Центральная детская библиотека субъекта РФ и муниципального уровня имеет право на получение местного обязательного экземпляра, на основе которого формируется наиболее полный фонд детской литературы на своей территории.
10. Детская библиотека использует все возможные источники информации о наличии документов на всех видах носителей: Интернет ресурсы, пресс-релизы, рекомендательные указатели и списки, периодическую печать, средства массовой информации и т.п.
11. При заказе документов детская библиотека руководствуется имеющимся законодательством Российской Федерации и принятым в каждой библиотеке порядком комплектования, включая деятельность Совета по комплектованию, учет отказов пользователям и иные процедуры.
12.Для поддержания оптимального уровня формирования фондов детских библиотек на приобретение новых документов ежегодно должно выделяться не менее 10% от общего объема финансирования библиотек.
Обновление фонда детской библиотеки должно обеспечиваться посредством каналов межбиблиотечной связи (электронная доставка документов) и укрепления сотрудничества с издателями и книгораспространителями.
13.Детские библиотеки являются источниками библиографической информации о собственном фонде и внешних библиотечных ресурсах. Региональная детская библиотека – полноправный участник распределенного информационного ресурса в своем регионе, она является организатором корпоративной информационной системы документов по проблемам детства.
14.Сроки хранения каждого документа из фонда библиотеки зависят от востребованности его со стороны пользователей (для муниципальных библиотек), его устарелости и износа. В каждой библиотеке в соответствии с имеющимися нормативными документами и в зависимости от уровня библиотеки должны быть утверждены сроки хранения документов и причины их списания. Документы, изъятые по той или иной причине из состава библиотеки, но еще пригодные к использованию, рекомендуется предлагать другим библиотекам.
15. Региональные детские библиотеки должны постоянно сохранять в традиционном или преобразованном в электронную форму виде экземпляры детской литературы и иных документов, предназначенных для детей, особенно местные издания.
16. Детская библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной безопасности и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т. д.).
7.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕКИ


1. Электронный каталог (ЭК) библиотеки является основным информационным электронным ресурсом, который библиотека формирует самостоятельно либо на основе использования корпоративного ресурса, формируемого другой (другими) библиотекой (библиотеками).
2. Помимо ЭК, библиотека создает разнообразные базы данных (БД) – библиографические, полнотекстовые, фактографические.
Полнотекстовая БД официальных документов включает опубликованные и неопубликованные материалы и нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования.
3. В обязательном порядке библиотека собирает и создает краеведческую электронную информацию, включая тематические БД, отражающие направления развития местного сообщества, его историческую память.
4. Библиотека реализует «цифровые» проекты, создает электронную библиотеку (электронную коллекцию).
5. Детская библиотека участвует в создании единых информационных сетей, взаимодействует с другими организациями для совместного осуществления программ и проектов информационного электронного обслуживания пользователей.
6. Детская библиотека увеличивает свой потенциал в процессе информационного обмена путем участия в создании и использовании сетевых ресурсов, взаимодействия с национальными, научными и специальными библиотеками, другими учреждениями культуры, образования и воспитания, информационными центрами.
7. Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия предполагают формирование и размещение на сервере библиотеки электронных ресурсов и организацию информационного обслуживания пользователей, в том числе в режиме удаленного доступа (ЭДД, виртуальная справочная служба, другие технологии).
В добавление к имеющимся в библиотеке электронным ресурсам, на ее Web-сайте размещаются коллекции полезных Интернет-ссылок, списков Интернет-адресов, информационные навигаторы.
8. В соответствии с принципами Манифеста ИФЛА об Интернете библиотека должна поддерживать условия действия авторского права, которые обеспечивают сохранность цифровых материалов, и содействовать тому, чтобы правообладатели осознавали свою обязанность гарантировать долговременную доступность on-line ресурсов.
9. Информатизация детской библиотеки осуществляется с целью предоставления доступа к информации на качественно новом уровне, развития новых форм обслуживания, обеспечения возможности записи, сохранности и доступа к информации в электронной форме, работы в сетевом режиме.
Процесс информатизации детской библиотеки осуществляется последовательно, включая:
• создание материально-технической базы, определение необходимого количества автоматизированных мест для работы сотрудников и пользователей; приобретение лицензионных программных продуктов, обеспечивающих информатизацию всех основных библиотечных процессов, формирование локальной сети, подключение к сети Интернет;
• модернизацию всех основных библиотечных процессов: комплектование и обработка, справочно-библиографический аппарат, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой);
• последовательную реализацию заложенных компьютеризацией технологических возможностей, формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, в том числе через участие в корпоративных проектах;
• внедрение удаленного доступа к информационным электронным ресурсам, создание Web-сайта библиотеки для размещения информации о ресурсах и услугах библиотеки, в том числе создание виртуальной справочной службы.
Информатизация библиотеки осуществляется на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС), основными критериями надежности которой являются авторитетность, опыт использования в регионе или в конкретной местности, эксплуатационная поддержка со стороны производителя, комплексность предлагаемых решений (компьютеризация всех основных библиотечных процессов).
Запуск системы включает приобретение и монтаж оборудования, сетей, приобретение лицензионного программного обеспечения, организацию структурного подразделения с выделением штатной единицы – сектора автоматизации, обучение персонала, систему сопровождения (информационного и технического).
Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей библиотеки, но от стоящих перед библиотекой задач в области информатизации и от востребованности информационных ресурсов пользователями.
Организация электронных читальных залов в библиотеке предусматривает приобретение персональных компьютеров, сервера, коммутационного оборудования, объединения их в ЛВС, приобретения лицензионного программного обеспечения для учета и контроля работы пользователей за компьютером.
Центральная детская (региональная или межпоселенческая) библиотека оборудуется для осуществления комплектования муниципальных детских библиотек региона или района документами и информацией; ведения сводных каталогов в рамках корпоративного взаимодействия библиотек, расширения пользовательских мест для информационного обслуживания.
Программные продукты включают следующие категории: операционные системы, приложения (все офисные приложения и пакеты программного обеспечения специального назначения, серверные продукты (серверные операционные системы и приложения, а также лицензии клиентского доступа к ним).
При установке компьютера на конкретное рабочее место определяется операционная система, обеспечивающая его работу, в зависимости от следующих составляющих: тип компьютера (процессор, объем оперативной памяти, объем дискового пространства и т.д.), характер производственных задач, которые он должен помогать решать, определенные технические требования прикладных программ (например, для обработки изображений или для работы с текстовыми документами).
Создаваемая технологическая среда должна обеспечивать обучение сотрудников и пользователей новым технологиям, формирование библиотекой собственных электронных ресурсов, свободный доступ к ним и к ресурсам Интернет.
Все поставляемое программное обеспечение должно сопровождаться лицензиями на его использование. Оборудование и программное сопровождение информационных систем в библиотеках должны обновляться не реже одного раза в пять лет в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий.
7.3 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
(ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ)


Оборудование, технические средства
Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов детская библиотека должна быть оборудована предметами библиотечной мебели, отвечающими современным требованиям и учитывающими особенности пользователей детского возраста (кафедры выдачи, стеллажи, витрины, столы, стулья, в том числе компьютерные и т.д.) и техническими средствами. С этой целью ежегодно на эти цели должно выделяться не менее 8-10% средств от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники.
Материально-техническое обеспечение региональных детских библиотек должно отвечать требованиям, предъявляемым обществом к крупным библиотекам, наиболее полно обеспечивающим потребности детей и всех лиц, связанных с библиотечным обслуживанием детей.
Количество компьютеров определяется из расчета потребностей каждого отдела библиотеки, целей информатизации библиотечно-информационного процесса, обеспечения деятельности в целом и по направлениям, создания локальных сетей, обеспечения выхода в Интернет и т.д. Каждая библиотека субъекта РФ должна иметь лицензионные программы пользования компьютерами, создания информационных баз данных и пр., иметь возможность создания собственных баз данных и обращения к сторонним базам.
Региональные детские библиотеки должны быть оснащены копировально-множительной техникой – ксероксами, принтерами, сканерами.
Для лучшего использования фонда, проведения различных массовых мероприятий в региональной детской библиотеке должна присутствовать современная аудио-видеотехника с функциями записи и воспроизводства CD, DVD дисков, телевизоры, музыкальные центры и т.д.
Региональная детская библиотека должна иметь не менее трех номеров телефонной связи. Желательно иметь выделенную линию подключения к Интернету, при ее отсутствии – достаточное количество модемов.
Для обеспечения связи с другими библиотеками, доставки литературы, проведения выездных мероприятий региональная детская библиотека должна иметь транспорт или возможность своевременного заказа транспортных средств для библиотечных нужд.
Материально-техническое обеспечение детских библиотек-филиалов, отделов должно отвечать современным потребностям детей в обеспечении информации и обучении использования компьютерных технологий, наличия фондов аудио- и видеоматериалов, соответствующей техники для их использования.
Примерные минимальные нормативы оснащения
детских библиотек России


Здания и помещения библиотек
1. Детская библиотека может размещаться в отдельном здании, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, в приспособленном помещении жилого или общественного здания с отдельным входом при соблюдении архитектурно-планировочных, строительных норм, соответствующих назначению библиотеки. Здания и помещения могут находиться в оперативном управлении или арендованы. Земельные участки, на которых они располагаются должны быть оформлены в соответствии с имеющимся законодательством.
2. По размерам и состоянию помещения библиотеки должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических, пожарных правил, нормативов СанПин, нормам охраны труда и техники безопасности. Нормы размера площадей устанавливаются с учетом различных групп помещений на основе СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения (М.: Госстрой России, 2003), действующего взамен Инструкции по проектированию библиотек СН 548-82 (М., 1983).
3. Помещения детских библиотек предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.
4. В соответствии с Модельным стандартом публичных библиотек рекомендуются следующие размеры площадей:
• Площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи – не менее 100 кв. м. (при соответствующей вместимости полок); с закрытым доступом к фонду – 5,5 кв.м. на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду – 7 кв.м. на 1000 томов.
• Площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду – из расчета 10 кв.м. на 1000 томов.
• Число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 кв.м. на 1 место.
• Около 10% посадочных мест для читателей должно находиться в зоне отдыха
• Число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв.м. на 1 место.
• Площади для индивидуального использования аудио-, видеодокументов должны быть увеличены на 2,5 кв. м.
• Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5м2. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года)
• Площадь для пользователей в зоне справочной службы может составлять 10 кв.м. на 1000 томов, в крупных библиотеках 2,5 кв.м. на 1 человека.
• Для размещения выставок площадь абонементов и читальных залов требует увеличения на 10%, также может быть выделено отдельное помещение и использованы вестибюли, коридоры и т.д.
• для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо выделение отдельного помещения. Для детских мероприятий – размером 1,5 кв.м на 1 место. В детской библиотеке необходимо оборудовать комнату сказок, помещение для просмотра видеодокументов, Интернет-класса.
• Помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, требует увеличения до 3 кв.м. на 1 место.
• Помещения библиотек, обслуживающих инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа к фондам, пунктам обслуживания, рекреационным зонам. Библиотека должны быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе и выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы и т.д.
• Количество служебных помещений зависит от числа штата сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20% площади читательской зоны. Примерные нормативы для служебных помещений определяются из расчета: площадь 1 рабочего места для персонала, занятого процессами комплектования и обработки фондов – не менее 9–12 кв.м.; для сотрудников научно-методического отдела – не менее 9 кв.м. на 1 чел.; для административного персонала – 5–6 кв.м.; для директора (заместителя) – от 15 до 40 кв.м.
2. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии.
3. Всеобщим стандартом обслуживания в детской библиотеке является максимально доступный фонд документов, который достигается организацией всего библиотечного пространства и внедрением современных технологий.
7.4. ПЕРСОНАЛ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК


Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется в зависимости от основных показателей и объема деятельности библиотеки.
В региональных детских библиотеках в соответствии с их уставами должны быть обеспечены основные функции – научно-методическая, мемориальная, взаимоиспользования фондов – и диапазон услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам – основным категориям пользователей.
В муниципальных библиотеках нормативы обеспечения кадрами зависят от основных показателей обслуживания пользователей – количества детского населения в зоне обслуживания, количества пользователей, количества посещений, книговыдач.
На директора центральной (региональной, муниципальной), его заместителей, художника и других специалистов, не занятых непосредственно в обслуживании читателей, нормативы нагрузки по числу пользователей, посещений и количеству населения не распространяются.
Не менее 50% штатного персонала детской библиотеки должны быть дипломированными специалистами в области библиотечного дела, библиографии, педагогики, психологии, информационных технологий,
В штатном расписании центральной детской библиотеки должны быть предусмотрены штатные единицы, обеспечивающие психологическое консультирование пользователей, создание информационных продуктов и услуг (оператор, инженер, программист, дополнительная ставка библиографа и т.п.). В библиотеках, имеющих транспорт, должна быть предусмотрена штатная единица водителя соответствующей категории, а также необходимое количество технического персонала.
Все сотрудники должны четко представлять цели, задачи, проблемы и перспективы развития своей организации, ознакомлены со своими правами и обязанностями. Специалисты детской библиотеки должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками в области библиотечного дела, психологии, педагогики, детской литературы и детского чтения.
Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала. Каждый сотрудник один раз в пять лет должен проходить переподготовку. Необходимо также предусмотреть систематическое обучение работников информационным технологиям. Полезно предусматривать возможности командировок специалистам библиотеки для обмена опытом, участия в общероссийских, зарубежных, межрегиональных библиотечных и иных мероприятиях. Сумма, предназначенная для целей обучения персонала, должна быть не менее 0,5% от статей бюджета, исключая заработную плату.
Аттестация работников детской библиотеки проводится в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
7.5. ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА


1. Финансирование детских библиотек осуществляется за счет федеральных средств (Российская государственная детская библиотека), средств субъектов РФ (региональные детские библиотеки) и муниципальных бюджетов (муниципальные детские библиотеки) в соответствии с целями и задачами функционирования данных учреждений, а также за счет целевых средств, грантов, привлеченных финансов от спонсоров, доходов от разрешенной законодательством предпринимательской деятельности.
2. Обязательные бесплатные, гарантированные законом «О библиотечном деле» услуги, оказываемые библиотеками физическим и юридическим лицам в соответствии их уставами или положениями, должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для осуществления поставленных задач.
3. Бюджетные средства библиотек могут быть направлены на следующие цели:
• содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок, премий, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
• комплектование (приобретение новых книг, периодических изданий, аудио-видеоматериалов, электронных документов);
• обеспечение средствами сохранности и безопасности фондов;
• внедрение информационных технологий, автоматизацию библиотеки (приобретение, замена, ремонт и обновление компьютерного и иного технического оборудования, расходы на программное обеспечение и др.);
• информационно-библиографическую деятельность (создание и ведение каталогов, баз данных, в том числе на электронных носителях), обработку документов;
• осуществление научно-методической деятельности (проведение исследований, издания библиотеки, командировки, консультации, организации мероприятий по повышению квалификации библиотекарей, работающих с детьми);
• организацию библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели, материалов, предметов дизайна и т.п.);
• проведение массовых мероприятий, организацию выставок;
• содержание здания (аренда, коммунальные платежи, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание зданий и прилегающих территорий).
Сумма затрат на эти цели должна составлять примерный годовой бюджет библиотеки, отраженный в смете доходов и расходов учреждения.
4. Библиотеки, осуществляющие дополнительные функции или виды деятельности по согласованию с учредителем или по его заказу, обеспечиваются соответствующими дополнительными материальными ресурсами, в том числе, на основе муниципального и государственного заказа.
5. Детские библиотеки – субъекты гражданских правоотношений – обладают правом собственности на производимую ими интеллектуальную продукцию и на взимание с пользователей платы за оказываемые дополнительные услуги в соответствии с имеющимся законодательством.
8. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


В основе всей работы с общественностью лежит изучение интересов и потребностей различных слоев населения в услугах детской библиотеки, соответствие деятельности детской библиотеки интересам детей, защита прав детства.
Детской библиотеке необходима программа взаимодействия с органами власти и общественностью в целях укрепления ее положения в обществе и понимания ими целей и задач деятельности библиотеки. Эта программа может включать в себя следующие направления:
• работа с населением. Главная задача библиотек – продуманная PR-кампания: широкая информация населения, в первую очередь, детей, их родителей, учителей о возможностях детской библиотеки, предоставляемых услугах, режиме работы, местонахождении, проведение акций в поддержку детского чтения; привлечение детей в библиотеки и т. п.;
• работа с органами власти, с учредителем – органом управления культурой, с органами управления имуществом, другими подразделениями администрации (по делам молодежи, управления образованием, экологическим управлением и т.д.). Главные задачи детской библиотеки – привлечение внимания руководителей к проблемам развития библиотечного обслуживания детей в регионе, необходимого и достаточного ресурсного обеспечения основных задач детских библиотек; утверждение библиотечных программ и проектов по привлечению детей к пользованию библиотеками, проведение крупных акций по пропаганде книги, чтения и библиотеки;
• взаимоотношения с учреждениями и организациями, общественными организациями. Главные партнеры детской библиотеки – школа и школьная библиотека, другие детские учреждения (ясли, детские сады, учреждения дополнительного образования, общественные фонды в помощь детству и т.п.), универсальные и публичные библиотеки;
• связи со средствами массовой информации;
• поиск спонсоров. Создание и претворение бизнес-планов, привлекающих в библиотеку дополнительные внебюджетные средства;
• организация попечительских советов, «Друзей библиотеки», других общественных образований в помощь развитию детской библиотеки и улучшения ее имиджа.